13 февр. 2015 г.

Стольный град Иерусалим. Часть 2



Итак, мы продолжаем прогулку по Иерусалиму, которую начали немного ранее, и наш следующий пункт – Старый город. Попасть сюда можно через несколько ворот, но я больше всего люблю заходить через Яффские ворота. 

Во-первых, отсюда открывается великолепный вид на парк и сам город, во-вторых, отсюда можно попасть и к христианским святыням, и арабский рынок посмотреть, и Армянский квартал тут же, да и к Стене плача пройти, хоть и неблизко…

Удивительно проходить под аркой, понимая, что этим камням более 500 лет, и если присмотреться, можно увидеть выщерблены и царапины от снарядов – настоящие, не бутафорские… 
Шуму здесь сегодня не меньше, чем при осаде – совсем рядом проходит одна из главных дорог современного города, но стены до сих пор производят впечатление! 

Кстати, пройти можно не только в сами ворота, но и рядышком – в стародавние времена часть стены была разобрана, дабы  император Вильгельм смог проехать в Старый город прямо в роскошном экипаже. Но это уже не так романтично))

Если вы любите историю и у вас есть свободное время – очень вам советую подняться в башню Давида и посетить Музей Истории Иерусалима, это как раз рядом со входом, справа. Если я сейчас начну описывать хотя бы малую часть того, что хранится в Музее – статья получится на несколько страниц. Просто поверьте мне на слово – это настоящая  кладовая удивительных открытий, находок, вещиц и просто невероятных фактов!

Тут же, пройдя совсем немного от Яффских ворот, вы найдете Информационный центр для туристов, гостиницы, обменники, аптеку, кафешки и магазинчики (куда ж без них!). Если Вы пойдете по дороге направо, то попадете в Армянский квартал – тут и ортодоксальные армянские училища, церкви, сувенирные лавки - в них вы найдете очаровательные сувениры, изготовленные и расписанные вручную, с соблюдением всех традиций армянской культуры. Ну, и отведать традиционные блюда в армянском ресторанчике.

А если от ворот пойти прямо – вы тут же окунетесь в настоящий восточный базар – шумный, яркий, с тканями, сувенирами, с религиозной атрибутикой всех религий, золотыми и серебряными украшениями, со сладостями, с  запахом кофе и кальяна… 

Продавцы будут здороваться с вами на нескольких языках сразу, пока вы не услышите что-то родное, а если вас заинтересует какая-то вещица – вас ожидает увлекательный ритуал торга)). 

Но будьте очень осторожны, разглядывая товары – улица идет вниз, и ступеньки, хоть и некрутые, но достаточно скользкие! К тому же по ним постоянно бегают разносчики с тележками, так что не зевайте!

Именно этим путем я обычно спускаюсь на пару кварталов, и потом поворачиваю налево – и по боковой улочке выхожу к Храму гроба Господня. Можно пройти и другим путем, не через базар, но если вы слабо ориентируетесь в Старом городе, лучше не рисковать и не сворачивать на боковые улочки, можно запросто заблудиться.

Про Храм Гроба Господня тоже можно писать много и долго, но я не стану вам описывать, как выглядит Храм, что там есть и чего нет – этой информации достаточно много в сети. 
Но никакие слова не опишут того ощущения, которое охватывает меня, когда я прохожу мимо тяжелых створчатых дверей…

Я не буду лукавить, скажу честно – я не являюсь сторонником какой-либо религии, я лишь с уважением отношусь к верованиям других людей. 

Но это место, помимо того, что необычайно интересно как исторический памятник,  несет в себе такой заряд энергии, что меня каждый раз тянет зайти сюда, несмотря на то, что я бывала тут не раз.

Порой здесь невозможно что-либо рассмотреть из-за огромного количества посетителей со всего света, но даже если вы не смогли что-то увидеть, не  успели прикоснуться – вы все равно не можете не почувствовать странной дрожи в груди, и невольно удивитесь, вытирая неожиданные слезы. 

Это не восторг, и не грусть – эти ощущения невозможно описать словами. 

И вы вдруг знаете, что все у вас будет хорошо! Вот пусть хоть что угодно произойдет – вы просто знаете это! Просто постойте несколько минут у стены, не вслушиваясь в голос гида, отпустите себя – и тогда вы поймете, что я хотела сказать!

На территории Старого города расположено немало святых мест, и не только христианских. Наверняка для каждого человека есть то-то свое, личное, и я не удивлюсь, если кто-то скажет мне, что вышел из Храма Гроба Господня, ничего не почувствовав, а вот зайдя в Мечеть Омара, что напротив, испытал неведомые доселе чувства. Сохраните воспоминания о них, пусть они помогут вам в трудные минуты!

А теперь я расскажу немного о Стене плача. От Яффских ворот можно пройти к ней, минуя Армянский квартал, и спустившись еще немного вдоль крепостной стены. Можно пройти и через рынок, но лишь с проводником, который  точно знает, когда и куда нужно повернуть, иначе блуждать вам до утра;).  Можно, конечно, просто взять такси и банально доехать до КПП - это вариант для тех, у кого совсем мало времени. 

Перед входом на площадь вас проверит патруль на наличие чего-то подозрительного, лишь потом позволят пройти – просто будьте готовы к проверке. К самой Стене мужчины и женщины подходят отдельно – вы увидите ограждения, мужчины идут налево, женщины – направо. 

Если у мужчины  нет с собой кипы (маленькой круглой шапочки), а у женщины открыты плечи – вы можете взять шапочки и накидки  в корзинках перед входом. 

Приближаться к Стене и отходить от нее принято лицом к Святыне, не отворачиваясь. Что касается записок – скажу честно, я не думаю, что их кто-то сохраняет, наверняка каждый вечер их просто собирают и выбрасывают, иначе тут просто была бы еще одна стена – из бумажек))) Я обычно просто прикасаюсь рукой к Стене, но вы делайте так, как считаете нужным.

Стена плача вызывает во мне особые чувства, иные, чем в Храме, хотя не менее сильные. Возможно, дело в том, что здесь я нахожусь под открытым небом, а может, дело в чем-то другом. Но если в Храм меня тянет каждый раз, когда я нахожусь в Иерусалиме, то подойти к Стене у меня далеко не всегда хватает сил, уверенности… Я иногда прихожу сюда, прохожу пост охраны, а вот подойти не могу – может, мистика, а может, просто мои фантазии…

На площади перед Стеной нередко проходят разные мероприятия, здесь солдаты, закончившие Курс Молодого бойца, приносят присягу. Именно сюда люди приносят и свои радости, и свои горести, приносят детишек и немощных стариков… 
Мне кажется, немного есть мест на Земле, где стараниями людей собраны надежды, мечты, это место просто пропитано эмоциями. 

Честно, мне  становится не по себе, когда из всего этого люди начинают разжигать ненависть, кричать о политике, когда все святое задавливается под напором пустых амбиций и упрямства… Я не люблю затрагивать эти темы, но говоря об Иерусалиме, и особенно о Стене плача, трудно не думать о том, что происходит под этими стенами из года в год.

Но давайте вернемся к нашей экскурсии. Гуляя по Старому городу, обязательно пройдите по улице Кардо – это просто маленькая частичка римской эпохи. Когда-то она  была одной из центральных улиц города, идущая с севера на юг. До сих пор здесь сохранились несколько римских колонн, а также вы увидите места археологических раскопок, закрытые толстым прозрачным стеклом. Да и современная часть улицы  очень красивая! Кстати, по этой улице также можно пройти до Храма Гроба Господня

Разумеется, в Старом городе есть еще много интересных мест, я вкратце лишь рассказала о моих самых любимых. А сколько всего еще сокрыто за стертыми камнями, за древними стенами...

Кстати, о стенах - вы запросто можете прогуляться по этим самым крепостным стенам!
Да-да, пробежаться по самой верхушке, прикасаясь к зубцам и перепрыгивая трещины, вы можете обойти по периметру Старого города и вообразить себя защитником)) 

Или просто полюбоваться прекрасным видом - с высоты вид открывается действительно захватывающий!

Вообще прогулки по Иерусалиму – это всегда открытие, всегда новая загадка. Но хочу вас все же предостеречь, друзья, особенно тех, кто любит путешествовать самостоятельно – будьте очень внимательны и осторожны, выбирая маршрут. 
Иерусалим, и Старый, и Новый, поделен на части, и вы просто можете не заметить, как вдруг очутитесь в середине арабского района, либо забредете в квартал ортодоксальных евреев – и еще вопрос, кто из них опаснее!

Ортодоксальные евреи могут начать кидаться камнями, если вы в субботу вдруг заедете к ним на машине, или если у женщины будут открытые плечи и колени… На арабских улочках нередко возникают беспорядки по неизвестным причинам… А случается, что там и угостят вас лепешками, и  дорогу покажут, и детям сладостей насыпят – по-разному бывает)))

Нагулявшись и набравшись впечатлений, я возвращаюсь домой. Но перед отъездом всегда захожу в один миленький ресторанчик – он как раз расположен недалеко от стен Старого города, от Яффских ворот минут 10-15 идти пешком. Я говорю о ресторане Mantra.

Знаете, это из тех небольших уютных ресторанчиков на несколько столиков, что находятся на тихой неприметной улочке, который трудно отыскать и потом невозможно забыть))) Меню здесь не поразит вас большим количеством блюд, но тут ситуация, когда идет ставка не на количество, а на качество. Что бы я ни заказывала тут – суп ли, ребрышки или карпаччо – все было необыкновенно вкусно!

Кроме того, вам будет предложена отлично подобранная карта вин и других напитков – знатоки наверняка оценят! Сервис быстрый и ненавязчивый, работники говорят на нескольких языках – кстати, когда я привела подружку из России, ей подали меню на русском! 

Единственная ложка дегтя – очень небольшой и довольно стандартный набор десертов, что для меня, сластены, обидно)) Но даже здесь не могу слукавить – десерты тоже вкусные, особенно «Маркиз шоколад»!

Если вы пожелаете воспользоваться моей рекомендаций (уверена, вы не пожалеете!), вы можете заранее позвонить в ресторан и заказать столик, а также  попросить, чтобы вам подробно объяснили, как пройти к ресторану. Либо вписать адрес в GPS навигатор – тоже вариант. Все данные о ресторане Mantra вы найдете, пройдя по этой ссылке
Приятного аппетита!

Здесь я с вами прощаюсь, но мне все же интересно, а что вас особо поразило при посещении Святого города? Какие тайны открыл для вас Иерусалим? Я буду очень рада прочитать об этом в ваших комментариях)))







3 комментария:

  1. Иерусалим! "Как много в этом Звуке".... Я полюбила этот город с первой встречи! Каждый камешек Старого города, к которому я прикасалась остался в моем сердце. Древний Храм символ вечности. Эти стены просто покоряют твою душу навсегда. Когда я первый раз вошла во двор Древнего Храма - просто замерла, я не замечала людей, суеты, шума... Я просто стояла смотрела на эти стены, всем нутром ощущая, как моя душа будто улетает куда-то ввысь. Я обязательно еще вернусь туда. А ресторанчик очень хороший, готовят вкусно и что меня поразила - порции большие, для любителей сытно и вкусно поесть райское местечко.

    ОтветитьУдалить
  2. Пишу комментарий под ником сына, так что не удивляетесь расхождению в имени и тексту от женского лица...

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, мама Антона!
    Очень приятно встретить на просторах сети человека, не только побывавшего в тех же местах, но и разделяющего мои восторги))
    Я искренне желаю Вам еще не раз посетить Старый город и Храм, возможно, Вы расскажете еще что-то интересное!

    ОтветитьУдалить